Главная страница
Структура федерации
Календарь событий
История
Пресс клуб
Партнёры и спонсоры
Обмен опытом
Конференции
Архив
Вход для участников

Личный кабинет

Рассылка новостей

 

 

"Детство  -   стандартно-счастливое"

(рассказ Александра Адояна, часть первая)

 

В Италии Национальных героев всего два: Гарибальди и Полетаев.  И почет и память этим людям в Италии - особые.  Зная об этом, рязанские активисты областного автомотоклуба ДОСААФ по инициативе Виктора Адояна в 1963 году провели в «Городской Роще» первый «Полетаевский мотокросс».

На протяжении многих лет Виктор Арамович Адоян был организатором, победителем, участником, а затем директором и главным судьёй этого мотокросса.

Межобластной мотокросс памяти Федора Полетаева был значительным спортивным событием в СССР и замечательной спортивной школой для ряда поколений рязанских мотогонщиков. На мотокросс померяться силами съезжались лучшие гонщики страны: Борис Динабург, Николай Ефимов, Виктор Волков, Юрий Варабин, Владимир Цыбров, Александр Кралинин, Аркадий Уздин...

Жизнь Виктора Адояна была посвящена мотоспорту, скорости и моторам. Развитие всех технических видов спорта на Рязаньщине, так или иначе, связано с именем Виктора Адояна. Частицы сердца Виктора Адояна – в судьбах замечательных людей, составляющих гордость Рязанского, Российского и Советского мотоспорта.

 

Родился Виктор 6 августа 1931 года в Рязани в семье звонкой хохотуньи и певуньи, чаровницы с огненно рыжими волосами Марии Шукаевой и огромного роста, необхватного в плечах красавца армянина Арама Адамьяна. Поездив по стране, Мария Васильевна и Арам Тигранович расстались, Виктору тогда исполнилось лишь три года. Наверное, на то были веские причины. Мария Васильевна с сыном вернулась в Рязань к матери, вдове  уничтоженного в лихолетье раскулачивания владельца  механической мастерской, который был в ней «и кузнец, и жнец, и на дуде игрец». Может быть там   генетические корни мототаланта? Сыну Мария Васильевна оставила (сейчас так не модно) фамилию отца. Впоследствии экзотическая для Рязани  фамилия (наверное, сложная была, или по другой какой причине) несколько раз,  вплоть до 1952 г., трансформировалась, пока не приобрела свою нынешнюю транскрипцию - Адоян.

Детство  -   стандартно-счастливое, повзрослели быстро.

Зимой 1941, того самого 41-го, когда «…на всем протяжении ведут тяжёлые, оборонительные…», Рязань стала прифронтовым городом, по улицам города днем и ночью шли войска, шли на фронт. Враг приблизился к Москве, а главное - он приблизился к Рязани. В этой обстановке, в кратчайшие сроки, тайно от родных и близких, был сформирован интернациональный специальный отряд особого назначения в составе Адоян и два товарища. На ходу, секретно погрузившись в один из проходивших ЗиСов, отряд отправился в сторону г. Михайлова (60 км по морозу) на передовую.

Они пошли на фронт защищать своих матерей, свою малую Родину.

На передовой отряд рассекретили и, с применением нехитрых методов дознания, выяснили адреса, пароли и явки. Отряд тотчас был расформирован и, в сопровождении военного в форме НКВД, его юные бойцы, с признаками обморожения были доставлены в Рязань и сданы сбившимся с ног матерям под домашний арест. Последствия трехдневного  похода на фронт для десятилетних пацанов были более чем серьёзными: суммарное воспаление шести легких, одному из товарищей ампутировали из-за обморожения часть ноги.

Скорбные годы войны.

Всё для фронта, всё для победы.

Радость победы.

Тяжелые, голодные, но счастливые послевоенные. В 14 лет образование 5 классов – достаточное, чтобы работать и помогать своим матерям. Учиться – вечером. Но какая может быть учёба, когда вокруг столько нового и интересного! Новая, мирная жизнь!

Трофеи освобожденной Европы и «продукты» ленд-лиза! Подарок любимой бабушки – трофейный, сверкающий перламутром аккордеон «CHESS»,  он сам по себе завораживает, регистров не счесть, а если на нем да ещё и по клавишам! Вечерами на улицах под звуки аккордеона собирается взрослая молодежь, поют песни Утесова, Вертинского.  Представляете тягу повзрослевшего рано мальчика к музыке, когда дома аккордеон и учиться музыке никто не заставляет!

Другим символом послевоенного времени является мотоцикл. Мотоциклы всех европейских, английских и американских марок. По вражеской документации на советских заводах налажен выпуск мототехники. Высокоэффективные, отлаженные в военные  годы, заводы осваивают мирную  мотоциклетную продукцию, объемы производства растут стремительными темпами. Мотоцикл в стране становится самым массовым средством передвижения, спортивным снарядом и культом для молодёжи. Не уметь виртуозно обращаться с мотоциклом – это было неприличней, чем не уметь читать. Такова послевоенная мотоциклетная атмосфера в стране.

Отгадайте с трех раз, где будут продвинутые мальчишки с Ряжской улицы, если возле соседнего двора  стоит «гоночный» мотоцикл довоенного мотогонщика Бантле Вячеслава Антоновича? Правильно! Ждут, выйдет Бантле и, если повезёт, даст прокатиться.

А если же машина мотогонщика во дворе? Правильно! Значит, она находится в состоянии, по современной терминологии, «ребилдинга», а тогда это состояние называлось – разобрать и заново собрать. И за священнодействиями  Вячеслава Антоновича непременно следят несколько пар пытливых мальчишеских глаз. Мальчишеские руки без задержки процесса подадут нужный ключ в нужную руку, готовы отмыть болт, пружину, рычажок, любую железку, из которых потом непременно сложится чудо. Наиболее смышленым (пока отцы воевали, мальчишки рано научились обращаться с механизмами) Вячеслав Антонович доверяет разборочно-сборочные и слесарные операции. Все свободное от работы и учебы  время, а бывает, чего уж греха таить, и вместо нее, помощники - возле мотоцикла.  Но вот  все железки с внесенными конструктивными изменениями образовали законченную композицию. Мотор, выплюнув первую негожую смесь масла и бензина, прокашлялся, грозно рыкнул, выразил недовольство предварительными регулировками, для сохранения чувства собственного достоинства чуть-чуть покапризничал и с нетерпением стал реагировать на ручку газа.

Тестовые прохваты по Ряжской. Сначала Вячеслава Антоновича, затем прохватами, на зависть сверстникам, награждаются гордые активисты ремонта, и среди них, конечно же, Адоян.

Ну, разве не чудо, подчинить своей воле почти двухсоткилограммовую машину, мчаться, пролетая над выбоинами послевоенных городских улиц. Сцепление – передача – газ, сцепление – передача – газ, сцепление – передача – газ – тормоз – передача вниз – поворот и опять – газ –  сцепление – передача. Сколько поворотов будет в судьбе Виктора Адояна! Количество непременно перейдет в качество, повороты Адояна достигнут совершенства и будут называться виражами. А вечерами Виктор долго и тщательно отмывает руки – его ждут  белоснежные клавиши аккордеона.

Вот в таких условиях формировались главные  качества будущего чемпиона: любовь к Родине, к музыке, к мотоциклам, к скорости, к свободе и к людям.

Люди возвращаются к мирной жизни. Но хочешь жить в мире ­– готовься к войне. 21 декабря 1946 года открывается Рязанский автомотоклуб  «ОСОАВИАХИМа». Лозунг времени – «Молодежь! Все в ряды «ОСОАВИАХИМА!» В 1947 состоялись первые послевоенные состязания рязанских мотоциклистов – мотокросс.

Мотокросс в Рязани, как и во всей стране, тогда выглядел так: несколько кругов по пятнадцатикилометровой и более трассе со стартом – финишем  в Городской Роще, тогда это была окраина города. Чтобы зрителям было интереснее, перед финишем накручивали мудреный слалом с лужами, прыжками и другими, в зависимости от фантазий организаторов, элементами мотокросса.

Владимир Иванов – мотолидер и мотонаставник спортсменов Рязанского автомотоклуба финиширует первым. Адоян, конечно же, возле него:  «Давайте мотоцикл отведу». Палец Владимира Владимировича указал куда.

Виктор, кивая головой, уже в седле, он уже ничего не слышит и не видит, он уже проложил свой маршрут. Взлетев на бугор, промчался вдоль трассы, выбрал себе соперника,  выскочил  за ним на  трассу  и устроил свою гонку. 

На отрезке  взрослой трассы с ямами и трамплинами, поправ спортивный кодекс, в перевернутой козырьком назад не «омологированной» кепке, на глазах у восторженных зрителей и суровых спортивных комиссаров Адоян вступает в борьбу за восьмое место с ничего не понимающим, и от этого ещё более упирающимся, гонщиком. Иванов в этот момент был самым взволнованным и заинтересованным зрителем, и самым предвзятым судьёй: мотоцикл-то жалко. В этой дуэли Виктор победил,  пришел к финишу раньше.

Победителей, говорят, не судят, но это был не тот случай. Суд состоялся тотчас, и, по всей вероятности, с непарламентскими выражениями со стороны обвинения. Суд был скорым, но справедливым. Приговор звучал так: «Приходи в клуб, будем работать над твоими манерами».

Так волею судьбы Владимир Владимирович Иванов невольно стал спортивным крестным отцом молодого Виктора Адояна и его первый спортивный опыт был опытом предыдущего поколения советских мотоциклистов,  который  Виктор постигал через труд тренировок, через труд подготовки машины.

Весной 1948, сдав все, предусмотренные программой подготовки,  экзамены, он получает удостоверение на право управления мотоциклом, а главное – право участия в официальных соревнованиях.

Осенью 1948 - первый официальный старт в городском мотокроссе. Старт полный надежд и уверенности. Финиша на этом кроссе у Адояна не было. Был мотоцикл, разваленный в хлам, переломанная пополам рама, полный рот досады и обиды, и хороший урок на всю оставшуюся жизнь: Мотоцикл  (его состояние, подготовка, надежность и уверенность в нем) – одна составляющая успеха; умение распорядиться возможностями мотоцикла на грани их предела – другая, и основная  составляющая. Только вместе взятые эти составляющие  образуют единое целое. Единое целое – гонщик  и мотоцикл. Единое целое доведенных до совершенства, отшлифованных в гараже технических параметров мотоцикла и, доведенных тренировками до совершенства, физических параметров человека. Созданные трудом они дадут всходы мастерства, которые потом будут подвержены жестоким испытаниям огнем, водой и медными трубами.

За подготовкой мотоцикла и тренировкам пролетела зима. Зимние тренировки, где еще, как не на укатанном в лёд снегу, познавать тонкости управления мотоциклом, почувствовать грани сносов, поймать мотоцикл, когда крестит и переставляет (хода подвески невелики). Вперед во что бы то ни стало, упершись и зацепившись резиной за хоть что-нибудь, предварительно отыскав это глазами. Ошибка, и ты в сугробе, нужна не детская сила, чтобы вытащить оттуда машину. Несколько таких  вылетов и сил уже нет. Заглох, с кикстартера не завелся, и с толкача не особенно разбежишься. Любишь кататься, люби и саночки возить. Да ещё с трассы надо в клуб вернуться: на тренировки тогда своим ходом ездили. Вот и готовь мотор, чтоб с пол-оборота и горячий и холодный, и после того, как на боку полежал.

Тренировка – это тоже соревнование, только соревнование с трассой, с ее элементами, на тренировках их можно штурмовать до тех пор, пока не получится так, как ты сам это задумываешь, затем элементы в связках и различных комбинациях между собой. Тренировка это - настройка и совершенствование своей боевой машины.

Полгода труда дали свои результаты. Первенство Рязанской области весной 1949 года. Мотокросс по 10 километровому кругу, Виктор Адоян объезжает всех своих соперников и объявляется чемпионом области в абсолютном зачёте.

1950 год. Второй Всесоюзный мотокросс в Москве. Рязанский автомотоклуб представляют:  Иван Мельников, Иван  Архипов и самый молодой – Виктор Адоян. Тогдашний мотоспорт был намного старше нынешнего – мотоциклы были «взрослые» и по массе и по габаритам. Адоян на этих соревнованиях становится бронзовым призёром.

Весенний призыв 1951 года пополнил новобранцами ряды Советской Армии. Виктор Адоян для выполнения священного долга и приумножения спортивных ведомственных традиций Московского Военного Округа направлен в овеянную боевой славой Кантемировскую дивизию…

 

Продолжение следует

 

Контактная информация

  • Адрес секретариата :

101000, Москва, Мясницкая. 21/8, стр.7.

Тел.\факс:+7-(495) 624-44-60

sekretar@nrmf.ru

 

  Заявки в ЕКП 2008

 Мотоциклетная

промышленность

Сделано в Ижевске...

В ВКС НРМФ     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

eb/Alvita.jpg" width="121" height="48" align="left">

 

 

 

 

 

     

  ble>