Главная страница
Структура федерации
Календарь событий
История
Пресс клуб
Партнёры и спонсоры
Обмен опытом
Конференции
Архив
Вход для участников

Личный кабинет

Рассылка новостей

 

 

Материал Липецкой спортивной газеты, 22.01.03

Большие гонки Вячеслава Куликова

Лето 1981 года. Со склонов местности, что в районе Октябрьского моста, слышно раздирающее душу многоголосье работающих мотоциклетных двигателей. На этот гипнотизирующий рев, как на звуки чарующей музыки, стекаются ручейки болельщиков. За полчаса до старта извилистая мототрасса уплотнена внушительным количеством липчан. Повод для такого скопления людей был вполне уважительный. Мотоспорт в семидесятых-восьмидесятых имел большой вес не только в Липецке. Многие липецкие мотогонщики были хорошо известны по своим выступлениям в соревнованиях, вплоть до международного уровня. Липецк знали, с нами считались, и потому в том памятном году очередной этап чемпионата СССР по мотогонкам проводился в нашем городе не случайно.

В то запомнившееся лето на липецкой трассе пожелали выступать практически все мотогонщики сборной страны. Липецкие мальчишки собственноручно могли «пощупать» форму именитых Кавинова и Моисеева, «поласкать» мотоциклы, на которых выступали чемпионы страны, призеры европейских и мировых первенств. Честь Липецкой области тогда собирался отстаивать наш земляк, мастер спорта СССР Вячеслав Куликов. Перед его заездом среди болельщиков разгорелся нешуточный диспут — есть у Вячеслава шансы на медаль или... Опасения вызывал «чезет» Куликова, явно уступавший в классе мотоциклам фаворитов. Надежда оставалась только на энтузиазм да сноровку опытного Куликова. Увы, но мотоспорт — это сложнейший технический вид спорта, где вышеперечисленные человеческие качества теряют свои приоритетные начала без наличия современной техники. Рядовой «Чезет» поначалу «вывез» Куликова в лидирующую тройку. Неожиданно для тысяч болельщиков позади Куликова остался даже Кавинов на австрийском КТМе. Еще несколько кругов, и Куликов уже пятый, а затем его мотоцикл выкидывает совсем ненужный фортель — глохнет. Липецкий мастер сходит с дистанции. Тот памятный год стал для Липецка печальным. Ушел из большого спорта последний из «могикан», вместе с его уходом поросла бурьяном и мототрасса, а чемпионаты страны для Липецка сегодня стали эдаким фантомом. Покинув спорт, Вячеслав Куликов не покинул любимое поприще, которому посвятил всю свою сознательную жизнь.

Путь в большой спорт у каждого мастера свой и аналогов, как правило, он не подразумевает. Одни находят свою заветную дорогу к спортивному Олимпу сразу, другие, на примере Куликова, приходят к своему делу методом проб и ошибок. Да и как можно не ошибиться, если тебе от роду всего только тринадцать лет. Именно столько «натикало» Вячеславу в 1963 году на его жизненном календаре. Первая его проба сил состоялась в тресте «Липецкстрой», в секции бокса под началом Петра Куликова. Полтора года тренировок были потрачены на то, чтобы прийти к выводу, что бокс — не его стезя. Дело, не приносящее удовлетворения, заведомо запрограммировано на провал. После расставания с боксом у Куликова состоялось первое знакомство с организацией, именуемой когда-то ДОСААФ. Всего год занятий в секции стрелкового тира Городского комитета ДОСААФ Липецка понадобилось Куликову, чтобы прослыть перспективным стрелком. О его перспективности говорит неопровержимый факт: уже на первых стрельбах в тире Куликову сразу же покорился третий разряд. Впоследствии стрелковая подготовка очень пригодится Куликову в выступлениях за сборную СССР по комплексному мотомногоборью. Этот, пока незнакомый Вячеславу, вид спорта включает в себя моторалли 30 км, метание гранаты Ф-1 на дальность и стрельбу по биатлонной установке из малокалиберной винтовки. Но это будет чуть позже. А пока...

Год 1965 стал для пятнадцатилетнего Куликова памятным не только из-за расставания со стрелковой секцией. Тот год стал для Вячеслава знаковым, так как он наконец-то нашел свое место в жизни и спорте. В 1965 году в мире советского мотоспорта случилась сенсация. Виктор Арбеков, переиграв всех своих зарубежных конкурентов, становится чемпионом мира по мотокроссу. Успех Арбекова повлиял на более активное развитие этого вида спорта в СССР. Итогом стало вышедшее в свет постановление ЦК КПСС и Советского Правительства о развитии военно-технических видов спорта. Возложили это ответственное дело на ДОСААФ. Правда, пока сей архиважный документ набирал свою силу, Вячеслав Куликов только начал постигать азы мотоспорта в секции спортивно-технического клуба ДОСААФ НЛМК. По неписаным правилам новичок начинал свое знакомство с мотоциклом, собирая его из груды старых железяк, именуемых запчастями. Секция автомотоклуба нашла тогда свое пристанище в маленьком сарайчике около радиаторного завода. Автомеханику приходилось постигать в героических условиях. В сарайчике зимой не работало отопление, а с наступлением весны его заливали талые воды. Работали иногда по колено в воде. Такой естественный отбор проходили далеко не всё, и в течение года из четырех десятков новобранцев в секции остались только пятеро самых-самых. Куликов в их числе. Зимой, когда в сарайчике стоял «колотун» и пальцы прилипали к промерзшим деталям, грело душу вполне объективное обстоятельство. Учиться мотоделу приходилось под опекой легендарного в шестидесятые Геннадия Ильича Платонова. Теплей становилось и от присутствия рядом известных липецких мотогонщиков братьев Карнауховых, Олега Гриднева, Андрея Дурнева. В те годы дефицита в мастерах мототрасс Липецк не испытывал, и все лучшее липецкие асы передали молодым. Сегодня ни сам Куликов, ни его коллеги по той команде не в силах подсчитать, сколько же раз в год становления приходилось им собирать и разбирать изношенную технику, чтобы подвести ее технический потенциал «под себя». Но все эти муки творчества не прошли даром.

В 1966 году Куликову наконец-то доверили великолепный по тем временам К-175, именуемый в народе «Ковровцем». Этот мотоцикл, считавшийся для Вячеслава уникальным, помог ему буквально за полтора года выиграть все городские соревнования в своем классе мотоциклов, получить не по годам заслуженный авторитет в среде липецких мотогонщиков и по праву занять место в сборной Липецкой области. В 1967 году сборная области едет в Саратов на соревнования по мотокроссу на первенство Юго-Восточной зоны РСФСР. Там семнадцатилетний Куликов впервые был «обласкан» вниманием московского тренера Вениамина Аксенова. Аксенов не скрывал в разговоре с Вячеславом интереса Москвы к перспективному липчанину. В качестве хорошей «приманки» Куликову обещали учебу в Государственном Центральном ордена Ленина институте физической культуры. Как можно было отказаться, если предстояло учиться на только что открывшемся отделении мотоспорта, где вместе с ним получали высшее образование только именитые гонщики СССР.

Однако никакие спортивные заслуги не давали права на поблажки в учебе. Строгие преподаватели ГЦОЛИФК требовали на экзаменах отличных знаний предметов, невзирая на самые высокие спортивные заслуги студентов. Так, легендарному Льву Яшину, который учился в институте в одно время с Куликовым, пришлось сдавать биохимию профессору Сивкову... три года кряду.

Помимо учебы ведущим спортсменам приходилось выступать еще и за Спортивный клуб института физкультуры (СКИФ). Секции мотоспорта в Москве тогда имел не только один ГЦОЛИФК, но и другие вузы столицы, и соревнования по мотокроссу в Москве были традиционными. Мотогонки, как правило, проходили при большом скоплении болельщиков, а в гонках принимали участие около сотни спортсменов. К тому времени Куликов уже получил чехословацкий «Чезет» и на зимнем первенстве Москвы попал в тройку сильнейших. Затем на зимнем кроссе памяти Курчатова занимает шестое место, что дало ему право на присвоение звания кандидата в мастера спорта СССР. В 1969 году Куликов попадает в поле зрения тренера сборной СССР Виктора Шаронова. Случилось это в Вильнюсе, на первом этапе чемпионата СССР. На тренировке, с засечкой времени прохождения трассы, по итогам которой определялась стартовая позиция, липчанин шел четвертым, уступая только асам мирового уровня — Кавинову, Моисееву, Шинкаренко. Увы, попасть в том году в состав сборной страны помешало досадное падение на трассе. В итоге перелом ноги и полгода вынужденного простоя.

И все же год спустя Вячеслав Куликов наконец-то осуществляет свою мечту. Его включают в состав сборной СССР по комплексному многоборью (мотобиатлон). Первые международные соревнования в ГДР — и первая медаль серебряного достоинства! Куликов становится мастером спорта.

Вы знаете, что такое моторалли? Куликов познакомился с этим видом в 1971 году на чемпионате Европы. Мотоциклетное ралли, или «эндуро», имеет свои положительные и отрицательные стороны. Это старт в восемь утра, а финиш в шесть вечера. Протяженность трассы — 600 км, причем преимущество отдается бездорожью. Предпочтение отдавалось трассам Италии, Австрии и Чехословакии, где сплошные горы. Прохождение трассы — строго по времени, каждое нарушение графика несло за собой штрафные санкции со стороны судей. Серьезные требования предъявлялись и к мотоциклам, к их техническому совершенству. Но даже выступая на отечественном «Ковровце» объемом двигателя 250 куб. см., Вячеслав Куликов умудрился составить достойную конкуренцию соперникам, выступавшим на более надежной технике, к которой, например, относились австрийские КТМы. По скоростным данным, для сравнения — это «Москвич-412» и «девятка». Но Куликова верный «Ковровец» привез к европейской «бронзе».

Памятными для Кулико­ва стали и соревнования в Ужгороде. Там в 1972 году он участвовал в чемпионате страны по мотоборью и завоевал чемпионское звание. Затем очередная победа в командном первенстве и «серебро» в личном в Болгарии. В Центральном автомотоклубе Москвы хранятся три Кубка, выигранные сборной, за которую Куликов выступал четыре года. За этот период Вячеслав становился чемпионом и двукратным серебряным призером стран Восточной Европы, обладателем бронзовой медали европейского первенства по моторалли.

Земля липецкая воспитала стране очень много героев спорта. Список липецких спортивных знаменитостей действительно внушительный, и Вячеслав Куликов достойно занимает в нем свое законное место. О таланте этого мотогонщика говорит и тот факт, что уже в восемнадцать лет ему доверили должность инструктора спортивно-технического клуба комитета ДОСААФ Новолипецкого металлургического комбината. Под непосредственным руководством Куликова в семидесятые-восьмидесятые годы в Липецке проводились областные и межобластные соревнования по мотокроссу, два российских первенства и чемпионаты СССР 1979-1981 годов. После того последнего и неудачного старта Куликова в 81-м мне посчастливилось пообщаться с трехкратным чемпионом мира по мотокроссу Геннадием Моисеевым. На вопрос по поводу схода Куликова с трассы Моисеев категорично заявил, что «сломался» не пахарь Вячеслав Кули­ков, а техника. Пока липецкие гонщики будут «гоняться» на устаревших моделях мотоциклов, спортсменов, подобных Куликову, Липецкой области не видать. Грустно это признавать, но опытнейший Моисеев как в воду глядел. С 1981 года соревнований по мотокроссу, подобных первенству страны, Липецк не видел. Липецкий мотоспорт резко сдал свои позиции, что подтвердило и первенство России двухлетней давности. К самим соревнованиям наш город подготовился великолепно. Местное РОСТО, совместными усилиями с областными и городскими властями восстановило и облагородило трассу в районе второго мостового перехода, только победителей первенства среди липецких сборников на той трассе не было. Как ни старались Павел Баран, Роман Черных и братья Елфимовы, но «выше крыши» на изношенной, морально и материально устаревшей технике не прыгнешь. Время не стоит на месте, человечество разменяло уже третье тысячелетие, а у нас вместо прогресса — регресс. Мотоспорт сегодня держится в Липецке только на плечах энтузиастов. Смею заверить, даже несмотря на старое, кажущееся надежным созвучие этого слова, опорой для развития мотоспорта энтузиазм является не совсем надежной. Нужны иные и более цивилизованные формы поддержки. Только тогда мы вернем былую славу липецкому мотоспорту. Главное, есть еще люди, способные исправить положение. Среди них — президент Липецкой областной Федерации мотоспорта Вячеслав Куликов. Есть опыт, есть мастерство, желание работать и любовь к своему делу, которому он посвятил тридцать шесть лет жизни из пятидесяти двух прожитых. Именно за это ведущему специалисту по спорту Липецкого областного Совета РОСТО Вячеславу Куликову 26 октября 2002 года было присвоено почетное звание «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации». Этот Указ за № 1194 подписан в Кремле лично Владимиром Путиным.

Александр ПАНОВ

Ваша реклама на официальном сайте НРМФ
MOTObanner 120x60
MotoBanner
MOTObanner 120x60
MotoBanner

 

 

Реклама на сайте MotoArt Design

 

MOTObanner 100x100
MotoBanner
MOTObanner 100x100
MotoBanner
MOTObanner 468x60
MotoBanner
2003 © MotoArt Design

 

guage="javascript1.3">

  nk'>"; My+="SpyLOG"; My+="";Md.write(My);//-->